Организация работы с несовершеннолетними

ПАТРИОТ. ГРАЖДАНИН. ЧИТАТЕЛЬ   

  Человеческая душа, особенно в юном возрасте, нуждается в нравственном заполнении. Она как природа — не терпит пустоты. При этом очень важно, что в конечном счете займёт в ней главное место. Воспитывать человека, имеющего высокий интеллектуальный и духовный уровень, патриота своей Родины, возможно только в насыщенной, сформированной культурной среде. Поэтому учреждения культуры,  как общественные институты, должны стать центрами неформального общения, поскольку такое общение — это не просто обмен информацией, а процесс передачи ценностей — интеллектуальных, нравственных, эстетических.

🔎Направления работы 

Презентация с фотографиями мероприятий, ссылками на видео:                                                          🔎Библиотека-территория нравственности, добра, успеха


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ:

1.            Исследование интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, предполагает проведение анкетирования, интервьюирования, бесед с целью выявления предпочтений несовершеннолетних в проведении досуга.

Например, анкетирование  «Ты и библиотека. Твои увлечения» среди детей и подростков из неблагополучных семей на предмет предпочтений организации досуга. Результаты исследования необходимо учитывать при планировании библиотечной работы с данной категорией.

2.            Комплектование фонда библиотеки:

а) новой психолого-педагогической, методической литературой по формированию правовой культуры, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) художественной, познавательной литературой и периодическими изданиями для детей и подростков.

3.            Разработка комплексных программ и проектов по работе с данной категорией пользователей (на основании результатов исследования интересов несовершеннолетних).

В  Старосверженской сельской библиотеке реализуются программы для определенных возрастных групп несовершеннолетних, например, библиотечно-социальные проекты: «Наш мир без вредных привычек!», «Мой стиль жизни сегодня – моё здоровье и успех завтра!»; программы: «Чтобы радостным было детство», «С книгой я расту!»  и др.

4.            Создание кружков, клубов по интересам, клубов выходного дня для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их родителей – один из эффективных способов организации свободного времени. В основе клубной деятельности библиотеки может быть живое, интересное общение подростков, обсуждение насущных социально-правовых, психологических и др. проблем с привлечением психологов, социологов и др.; совместная деятельность по освоению каких-либо знаний, умений, навыков с привлечением родителей, мастеров, умельцев-любителей, профессионалов и др.

Клубы по интересам (познавательные, краеведческие, творческие, экологические) для детей и юношества можно организовать в каждой библиотеке .

Старосверженская сельская библиотека  работает над проектом «Телестудия МИКС-ТВ», можно попробовать себя в роли актёра-кукольника в  «Ялинке» и «Батлейке».

5.            Индивидуальная работа с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе – по привлечению в библиотеку и к участию в библиотечных мероприятиях, предполагает решение следующих задач:

·         удовлетворение информационных потребностей подростков;

·         развитие структуры и глубины интересов подростков;

·         содействие повышению уровня информационной культуры несовершеннолетних и их читательского развития;

·         организация сотрудничества библиотекаря и подростка на всем протяжении пользования им библиотекой .

К формам индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, относятся:

·         индивидуальная беседа (беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче литературы, рекомендательная беседа, беседа о прочитанном и др.);

·         индивидуальное плановое чтение заключается в привлечении несовершеннолетних к чтению по их интересам;

·         индивидуальная культурно-досуговая программа предполагает составление плана посещения мероприятий в соответствии с интересами и предпочтениями подростка.

Индивидуальная беседа. Беседы могут быть разные, например, беседа при записи в библиотеку. Несовершеннолетнему пользователю необходимо провести мини-экскурсию, познакомить его с правилами пользования, фондом книг и периодических изданий. Необходимо показать фонд библиотеки с наилучшей стороны: обратить внимание на то, что он постоянно пополняется, что много новой, современной литературы, газет и журналов. С другой стороны, библиотекарь старается как можно больше узнать о новом читателе, причем не только о его литературных вкусах. Необходимо выявить увлечения подростка, его таланты: кто-то из подростков пишет стихи, хорошо поет, рисует и т. д.

Необходимо проводить беседы о рекомендуемой литературе. При проведении этих бесед, учитывая интересы несовершеннолетнего, надо предлагать книги, которые расширят круг его чтения, переведут его на новый уровень. Если подросток читает книги исключительно по школьной программе, ему предлагаются книги разных жанров, чтобы он понял, что чтение может быть удовольствием.

После того как книгу рекомендовали, а несовершеннолетний ее прочитал, проводится беседа о произведении: было ли оно понятно, интересно, оправдало ли ожидания. Точно по такому же принципу необходимо проводить беседу, если книгу выбрал сам ребенок. Постоянно должны проводиться консультации у книжных полок.

Индивидуальное плановое чтение. Индивидуальное плановое чтение – наиболее распространенная и действенная форма руководства чтением. При этом используются планы чтения и другие «малые формы» библиографической продукции для организации индивидуального планового чтения, которые разрабатываются библиотекарями в соответствии с интересами несовершеннолетнего.

Суть данного способа заключается в привлечении несовершеннолетних к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой, с целью разностороннего интеллектуального и культурного развития подростков, а также выработки у них умений и навыков систематического самообразовательного чтения.

Интересы несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, для привлечения их к плановому чтению уточняются путем анкетирования.

Целями подобного анкетирования являются:

·         определение круга тем, которые интересуют подростка;

·         определение тематики планов чтения, а также культурно-досуговых мероприятий на основании анализа этих тем

Индивидуальная культурно-досуговая программа.  Индивидуальная культурно-досуговая программа работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, предполагает составление плана посещения мероприятий в соответствии с интересами и предпочтениями.

В индивидуальной работе с несовершеннолетними в библиотеках чаще применяются познавательно-развивающие мероприятия:

·         викторины;

·         олимпиады;

·         конкурсы;

·         игры;

·         кружки по интересам;

·         секции по интересам и т. д.

6.            Сотрудничество библиотеки и семьи.

Библиотека является тем социальным институтом, работа которого направлена на формирование гармоничной личности, семьи. Наиболее целенаправленно и комплексно работа с семьей ведется в специализированных библиотеках семейного чтения, которые успешно осуществляют задачу по привлечению детей и родителей к чтению, возрождению традиций семейного чтения. На муниципальном уровне необходимо разрабатывать целевые комплексные программы, в которых отдельные мероприятия направлены на развитие читательского интереса родителей и детей.

Задачи сотрудничества библиотеки и семьи:

·         привлечь несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их родителей в библиотеку;

·         повысить рейтинг книги в досуге семьи;

·         дать представление родителям о творческих возможностях подростков как читателей;

·         способствовать совместному досугу и творчеству родителей и несовершеннолетних.

Система работы библиотеки с родителями включает в себя:

1.            Диагностика детей и родителей для выявления интересов, увлечений и талантов и планирования дальнейшей работы.

2.            Индивидуальная работа с родителями по решению проблемы подросткового чтения и развития активной читательской среды.

3.            Клубы семейного чтения.

4.            Культурно-досуговые мероприятия: вечер семейного отдыха, день семейного общения, литературные батлы, дискуссии, интеллектуальные игры.

Для более качественного обслуживания семьи, находящейся в социально опасном положении,  библиотеки координируют свою работу со школами, учреждениями дополнительного образования, центрами социальной помощи семье и детям, правоохранительными органами, приглашая на мероприятия, проводимые с семьей и для семьи, специалистов: педагогов, психологов, медицинских  и социальных работников, инспекторов по делам несовершеннолетних.

7.            Культурно-просветительская работа с данной категорией предполагает реализацию планов, программ и проектов библиотеки; включает в себя приоритетные направления работы с несовершеннолетними:

·         профилактика безнадзорности и правонарушений;

·         правовое воспитание;

·         экологическое воспитание;

·         гражданско-патриотическое воспитание;

·         противодействие употреблению наркотиков и алкоголя и позиционирование здорового образа жизни;

·         развитие интереса к чтению.

Формы работы: Ролевая игра , динамический час , уголок неформального общения , квест-игра , летние чтения , неделя здорового образа жизни , акция в поддержку здорового образа жизни , , конкурс знатоков права , ситуационная игра ,  диалог  о профессиях,  литературный десант  и др.

8.            Организация летнего отдыха. Задача библиотеки: в период летних каникул сформировать площадку культурного досуга подростков; обеспечить условия для интеллектуальной, творческой, общественно-полезной деятельности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Интерес у подростков вызовут встречи с интересными людьми (писателями, спортсменами, актерами, предпринимателями, знаменитыми земляками), вызывающими у подростков реальный интерес к их жизни, работе, творчеству.

 План мероприятий по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Комментариев нет:

Отправить комментарий