ПАТРИОТ. ГРАЖДАНИН.ЧИТАТЕЛЬ.

 Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности. Любовь к своему дому, к своей семье переходит в любовь к своей родине, к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему. 

Патриотизм как явление зарождается вместе с государственностью. Основная задача гражданско-патриотического воспитания – это воспитание гордости за свою землю, любовь к родному языку, уважение  обычаев и традиций белорусского народа. Это формирование представлений о мужестве, героизме  и подвиге. Это знание и уважение Конституции Республики Беларусь, её герба, флага, гимна.

Гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням, выражающееся в чувстве долга и ответственности перед обществом и государством. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. 

Патриотизм (от греч. – patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению ее могущества и укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм – это уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре, истории.

Очевидно, что воспитание патриотических чувств – социальная потребность современного общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства – комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, формирование миролюбия, исторического мышления и многое другое.

Деятельность библиотек по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи – явление постоянное, целью которого является развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование активной жизненной позиции гражданина-патриота.

Задачи  библиотек по данному направлению:

 - утверждение в сознании и чувствах подрастающего поколения патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому  своей страны, к ее традициям;

- формирование правовой культуры, навыков оценки политических и правовых событий в обществе и государстве, гражданской позиции, готовности служению своему народу и выполнению конституционного долга;

- воспитание гуманизма,  нравственности, социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права;

- развитие и совершенствование системы патриотического воспитания молодых граждан с учётом современных условий и потребностей общества;  

- создание условий для воспитания патриотического сознания через изучение истории родного края и опыта старшего поколения.

Реализация принципов патриотического и гражданского воспитания в библиотеке осуществляется через активное использование исторической, научно-популярной и художественной литературы, а также документально-краеведческих ресурсов  при проведении массовых мероприятий, инновационных приёмов работы с подростками. 

Библиотекари  занимаются различными видами исследовательской и творческой деятельности, реализуют социально значимые проекты по формированию у детей и подростков чувства патриотизма и любви к Родине. 

В рамках годового планирования по формированию у детей и молодёжи гражданско-патриотических чувств в библиотеке проводятся мероприятия, посвященные Дню белорусской письменности, Дню родного языка,  Дню Конституции, Дню Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны, Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д. 

Гражданско-патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте. Для ребёнка патриотизм проявляется в таких моментах, как потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, желание совершать добрые дела и героические поступки, проявление таких качеств, как сочувствие, сострадание, находчивость, любознательность, привязанность к окружающим.

Эффективны поисковая и исследовательская работа подрастающего поколения по сбору и изучению материалов об истории своего края, создание краеведческого клуба по интересам в библиотеке.

Основой патриотического воспитания является краеведение. 

Формы мероприятий:

- книжные выставки

- уроки гражданственности и патриотизма

- краеведческие часы 

- акции, посвященные Международному дню родного языка и др.

Способствовать сохранению исторической памяти, семейных традиций, духовному и творческому развитию юных граждан может проект или конкурс-марафон «История семьи в истории моей страны». Марафон предусматривает участие детей и родителей  в познавательных, исследовательских, творческих конкурсах: «Родословное дерево», «Впиши историю семьи в историю страны», «Корнями я с родной землей»,  «История великой Победы в судьбе моей семьи», «О войне читаем всей семьёй». Проведение марафона  наглядно показывает, что история  страны  складывается из истории каждой семьи, а судьба семьи вливается в историю края,  становится ее неотъемлемой частью.

Бесценным, поистине неисчерпаемым источником для воспитания патриотизма, являются события Великой Отечественной войны. Она позволяет каждому человеку лично соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, ведь история Великой Отечественной – это биография их дедов и прадедов, воспоминания о фронтовых дорогах, сражениях, о героизме тружеников тыла.

Рекомендуемые книжные выставки и формы библиотечной работы в этом направлении:

- выставка-инсталляция  книг о войне  «Стена  памяти»,  состоящая  из  двух рубрик «Дневники военных лет» и «Читай и помни»;

- выставка-инсталляция «Книжная мудрость как вечный огонь»;

- выставка документальных фотографий «Суровая правда войны»;

- выставка-память «И тот, кто эту землю спас, остался жить в сердцах у нас»; «А впереди была Победа…»; 

- выставка-хронология «От начала войны – до Победы»;

- исторический монолог «Чем дальше мы уходим от войны»;

- дартс-викторина «Героические маршруты»; 

- круглый стол «Мы помним, помнить миру завещаем»;

- библиокараван по книгам серии «Дети войны» «О войне во имя жизни»; 

- военно-исторический маршрут «Дорогами мужества»

Интерактивная выставка «И память книга оживит» предполагает нестандартную форму проведения мероприятия. Выставка представляет литературу о Великой Отечественной войне различных жанров: проза, публицистика, поэзия; фотозону;  предметы быта военного времени. Презентация  выставки  —  это  рассказ о книгах, авторах, инсценировки по книгам, чтение стихов, рассказ об экспонатах, трансляция отрывков из фильмов — экранизаций по книгам. Во время мероприятия происходит  живое общение между посетителями выставки, обмен мнениями,  рассказ о родственниках — участниках войны,  памятных событиях.

Примерный план книжной выставки «Плацдармы мужества».

Цель: 

-     воспитание уважения к истории своей страны;

 - формирование представлений о мужестве, долге, чести, ответственности и нравственности;

 -  стимулирование патриотических чувств у подрастающего поколения.

Наибольший эффект будет достигнут, если при подготовке выставки, наряду с печатными изданиями, будут использованы документально-краеведческие ресурсы с воспоминаниями и письмами фронтовиков, уникальные фотографии военных и послевоенных лет.

Разделы:

- Завтра была война;

- Вехи памяти и славы; 

- Земли моей военная судьба

- Этот день мы приближали, как могли.

У выставки можно провести  обзор книг писателей военной прозы «Написано войной»; поэтическую перекличку поэтов-фронтовиков «Стихи, пришедшие из боя»; литературный компас-обзор «Выстоял. Сражался. Победил». 

День патриотической книги.

На протяжении дня целесообразно использовать: тематические выставки, вечера, литературные композиции, беседы, обзоры, игровые программы, встречи, читательские конференции, дискуссии.

Можно провести буккросинг военной книги, где читателям на протяжении дня раздаются книги о Великой Отечественной войне с закладками-поздравлениями.

День патриотического кино.

В ходе дня можно провести видеолекторий «Ратная доблесть в наследство молодым», который будет дополнен викториной и конкурсами. Более глубокому осмыслению темы может способствовать сравнение патриотической книги с её киноверсией. Обзор «Тот первый день войны и первый шаг к Победе» желательно сопровождать фрагментами из кинофильмов, снятых по этим произведениям, чтением отрывков из произведений.

8 февраля, в день памяти юного героя-антифашиста рекомендуется провести:  

- информационный час «Наши ровесники в годы войны»; 

- час памяти «Огнем опаленное детство»; 

- урок мужества «Маленькие стойкие мужчины, девочки достойные поэм»; 

- литературно-художественная композиция  «Дорога, по которой юность шла…»; 

- урок-размышление «С чего начинается подвиг» и др.

К памятной дате -  Дню памяти воинов-интернационалистов можно организовать  книжные выставки «Долг. Честь. Память», «Афганистан: горячие минуты жизни», «Афганская война – живая память», провести час истории «Горячие слёзы Афганистана», вечер-встречу  «Время выбрало нас», «В наших судьбах был Афганистан»,  «Душа по-прежнему болит Афганистаном», урок гражданственности «Если Родина зовет» и т.д. 

Внести чувство патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, чувство гордости за славных защитников Отечества – основная цель мероприятий,  которые проходят 23 февраля, в День защитника Отчества. К этой дате рекомендуем провести:

- час мужества «Армия. Родина. Долг»;

- конкурсно-игровая программа «Курс молодого бойца», «Солдатская смекалка»;

- книжная выставка «Отвага, мужество и честь»;

- выставка-просмотр «Книги для настоящих мужчин»;

- актуальный разговор с сотрудниками военного комиссариата «Как стать защитником Отечества?»;

- патриотические чтения «Слава тебе, Солдат»;

- праздник «Это празднует февраль Армии рожденье»;

- дискуссия «Что значит быть патриотом?» 

Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны. Поэтому немаловажно сказать о проблемах правового воспитания детей и подростков. Для всех, кто работает с молодежью, очень важно, чтоб эта категория пользователей понимала всю серьезность принимаемых ими решений. 

Высокий уровень правосознания – непременное условие для полноценной жизни современного гражданского общества. Поэтому воспитание правовой культуры – необходимый фактор работы библиотек для социализации личности. 

Чтобы повысить правовую культуру молодежи, в библиотеке оформляются информационные стенды и уголки. В их содержание необходимо включать сведения об участковом инспекторе по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел с его фотографией; информацию об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также за их потребление; информацию об экстренных службах, телефонах доверия.

Современные инновационные формы работы библиотек должны способствовать более эффективному распространению правовых знаний в подростковой среде. С учетом специфики детской и подростковой аудитории упор делается на яркие, зрелищные мероприятия, предполагающие активное привлечение всех участников. Мероприятия должны включать ознакомление с законами государства, с правами и обязанностями гражданина Беларуси.

Рекомендуемые формы библиотечной работы:

деловые, ролевые и ситуационные игры;

диспуты, круглые столы;

Дни информации;

часы правового просвещения, правовые подиумы;

вечера вопросов и ответов;

тейбл-ток (разговор за столом);

исторические дилижансы и др.

Примерные названия выставок, мероприятий:

«Внимание: два мнения»; «Государство – это человек и его права»; «Закон и современный подросток»; «Символы страны – это гордость и честь»; «Молодёжи о законах»; «Символы открытости, мира и надежды»; «Право глазами молодежи»; «Ты – гражданин, а это значит», «Мир детства – мир права»  и т.д.  

День юного гражданина.

В этот день предлагаем провести встречи с  представителями молодёжных организаций. Можно пригласить ребят, впервые получивших паспорт, с ними провести разговор о понятиях «гражданин», «гражданственность», «закон», «права и обязанности». 

Например, можно провести либо предварительное анкетирование по данной теме, либо предложить участникам библиотечных мероприятий заполнить анкету и опубликовать результаты в качестве итогов декады.

Декада правовых знаний «Подросток и закон: знаем, соблюдаем».

В ходе декады можно  организовать беседы, круглые столы, лекции, викторины, тренинги, квесты с демонстрацией видеороликов. Среди форм массовой работы можно использовать деловую игру «Подросток и закон», интеллектуальную игру «Правовая медиа-азбука», конкурс плакатов   «Нарисуй свои права».

Декада молодого патриота «Молодежь. Патриотизм. Будущее».

В ходе декады проводятся выставки, беседы, обзоры, вечера, посвященные истории, настоящему и будущему страны, государственной символике. Например, дебаты  «Молодежь Беларуси: традиции и будущее», флеш-акция «Мы любим свою малую родину» с приглашением знаменитых людей своего края.  

Библиотечным специалистам следует учитывать, что современные подростки и молодежь – носители визуальной культуры. Поэтому приоритет следует отдавать презентационным, интерактивным формам информационно-просветительской и культурно-досуговой деятельности.

Эффективность гражданско-патриотического воспитания  может быть достигнута только в результате совместной работы всех,  кто работает с подрастающим поколением. Это позволит  вырастить полноправных граждан своей  страны, ответственных за ее будущее.

Ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий