Навасвержанская царква

 Навасвержанская царква 

Успення  св. Багародзіцы

Успенская царква з брамай і агароджай

Шыфр гісторыка-культурнай каштоўнасці

Назва

гісторыка-культурнай

каштоўнасці

Датаванне

гісторыка-культурнай каштоўнасці

Месца знаходжання

гісторыка-культурнай каштоўнасці

Катэгорыя гісторыка-культурнай каштоўнасці

Дата і нумар рашэння Беларускай рэспублiканскай навукова-метадычнай рады па пытаннях гiсторыка-культурнай спадчыны (далей – Рада) або абласнога (Мінскага гарадскога) савета па пытаннях аховы гісторыка-культурнай спадчыны аб неабходнасцi надання культурнай каштоўнасцi статусу гiсторыка-культурнай каштоўнасцi

Дата і нумар рашэння дзяржаўнага органа аб наданні культурнай каштоўнасці статусу гісторыка-культурнай каштоўнасці

612Г000619

Успенская царква з брамай і агароджай

1590 год, пачатак XVII стагоддзя

в. Новы Свержань, вул. Нясвіжская, 17

2

рашэнні Рады 28.02.2002 № 71
09.02.2011
№ 177

пастановы Савета Міністраў 14.05.2007

№ 578, 12.09.2011 № 1214

                                        новый свержень.jpg


ueZH9RZVtqI.jpg

  • Пабудавана на рынкавай плошчы. Заснавана ў 1-й чвэрці 16 ст., вымуравана каля 1590г. 

  • Першая загадка пра Навасвержанскую царкву датавана ў гістарычных крыніцах 1592-м годам і звязана яна з тым, што уладальнік мястэчка Мікалай Радзівіл ахвяраваў на яе грошы . 

  • Але яшчэ раней, да пабудовы мураванай царквы, у Новым Свержані існавала невялікая драўляная цэркаўка, яна таксама была асвечана ў імя Успення Прасвятой Багародзіцы. Згодна з паданнем, яе пабудавалі на месцы цудадзейнага з’яўлення іконы Божай Маці, якое мела месца ў Новым Свержані ў 1500 годзе. 

“По внешности представляет собой вид продолговатого прямоугольника, с одним рядом окон, тремя входными дверями, черепичною крышею и одним глухим фронтонным куполом; стены выбелены известью,а деревянные части купола покрашены масляною краскою”.

 навасвержанская.tif

           Описание церквей и приходов Минской Епархии…1878 год 

У 1739 г. трокскі  ваявода і гетман польны літоўскі Міхаіл Казімір Радзівіл Рыбанька  дамовіўся з праконсулам літоўскім базыльян Канюшэўскім аб заснаванні пры Свержанскай царкве кляштара на 4-х манахаў – выкладчыкаў і семінарыі на 12 вучняў . У 1833 г. кляштар з семінарыяй  былі скасаваны , але памяць аб ім захавалася і ў канцы 19 ст., згадвала гэты гістарычны факт афіцыйнае апісанне цэркваў  Мінскай епархіі1879 г. 

     Гонарам прыхода з’яўляўся  старажытны цудатворны абраз Маці Божай, перад якімі гарэла сярэбраная лампада 4,5 фунта. Ён быў уратаваны ад пажару 1890г., уцалеў у час вайны 1939-1945 г.г. і загінуў пры закрыцці царквы ў 1961 г. Захаваўся абраз маці Божай Іверскай у металічным акладзе і разным ківоце, ахвяраваны ў 1898 г.Андрэем, Раманам і Іванам Храптовічамі (жыхарамі Новага Свержня, магчыма, нашчадкамі старажытнага магнацкага роду, якія валодалі ў 16 ст.вёскамі”.

Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. 

Мінская вобласць. Кн.2:Мн., 1987 

Памяць. Стаўбцоўскі раён.:Мн.Беларуская энцыклапедыя, 2004 


НОВО-СВЕРЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ВО ИМЯ УСПЕНИЯ  БОЖИЕЙ МАТЕРИ. 

Из архивных документов

Документ:

Описание церквей и приходов Минской Епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. /Приложение к «Минским Епархиальным Ведомостям» за 1878 год. Минск. Типолитография Б.И.Соломонова, Юрьевская улица. д.  В. Элияшберга. 1878 год. Дозволено цензурою, 1878 г.,  августа, 3-го дня. Цензор Архимандрит Анастасий/.

11. Церковь.

Настоящая приходская церковь, во имя Успения Божией Матери, зданием каменная, построена около 1590 года и была потом монастырскою церковью. Стоимость её в настоящее время можно определить в 10 000 рублей. По внешности представляет собой вид продолговатого прямоугольника, с одним рядом окон, тремя входными дверями, черепичною крышею  и одним глухим фронтонным куполом; стены выбелены известью, а деревянные части купола покрашены масляною краскою. Внутри церковь представляет продолговатое прямоугольное пространство, вместительностью около 40 квадратных сажен. Потолок подшит досками и покрашен белилами. Стены выбелены известью, пол в алтарной части деревянный, а на остальном пространстве церкви кирпичный. К отоплению церковь не приспособлена. Иконостас, окрашенный белилами с крашеными карнизами и золочёными рамами и резьбою, состоит из 17 икон разной величины, расположенных в один ряд. 

Из других икон обращает на себя внимание месточтимая икона Божией Матери с Предвечным младенцем величиною в 1 аршин и 5 вершков, писанная по золотому фону на деревянной доске и покрытая серебряною ризою. 

Явление сей иконы относят к 1500 году. И по преданию, она найдена в лесу на дереве, именно на том месте, где ныне стоит сама церковь. Предание свидетельствует, что в 1638 году, 22 марта, во время совершения в церкви пред сею иконою крещения младенца, на вопрос священника: «Веруешь ли в Иисуса Христа», вместо восприемника, кальвиниста, отвечал младенец «Верую». История явления и чудес сей иконы содержится в книжке, на польском языке, напечатанном в г. Несвиже, в 1754 году, настоятелем бывшего Н.-Сверженского монастыря, Иннокентием Ясткевичем.

Все необходимые утварные вещи имеются в достаточном количестве. К ценным из них относятся: два серебрянных вызолоченных потира  с дискосами, серебряная лампада, весом в 4 ½ фунта и такая же кадильница весом в три фунта. Ризница состоит из 14 священнических облачений, из коих совершено целых и годных к употреблению 9. Евангелий имеется два: одно в лист, а другое 13 ¼ листа, оба в  сплошных апликовых окладах. Богослужебные книги имеются все. В архиве никаких древних монастырских документов нет, так как оные взяты в консисторский архив, а метрические книги и приходские реестры хранятся с 1749 по 1778 год, с 1782 по 1815 и с 1825 года по настоящее время. Вокруг церкви устроена ограда, с двух сторон каменная, а с остальных деревянная. Каменная колокольня устроена отдельно от церкви. В ней находится четыре колокола: в 10, 5, 3 и 2 пуда. Кладбищ в приходе  существует восемь, и на одном из них, приходском, имеется ветхая деревянная кладбищенская церковь.

  1. Приход.      

В состав прихода входят следующие 10 деревень: Головинцы, Кнотовщина, Негартово, Тахновщина, Гребёновщина, Мархачёвщина, Халамовщина, Куликовка, Бельковщина и само местечко Свержень.

Прихожан числится мужского пола – 1, 305, а женского – 1,373 души. Большинство крестьянского сословия, занимаются земледелием. Но по скудности почвы от сих трудов едва только могут пропитаться. Деньги же на уплату налогов  и другие надобности зарабатывают сплавом по реке Неману в Кенигсберг  барок и  плотов. В религиозно–нравственном отношении состояние   прихода не может быть признано вполне удовлетворительным.

Из молитвословий между прихожанами развито совершение крестных ходов по селениям и засеянным полям и служение молебнов Божией Матери. Из праздников пользуются особенным чествованием Успения Богоматери и день святых апостолов Петра и Павла.

1У. Причты.

По штату при сей церкви положены  настоятель и два псаломщика. Настоятелем состоит священник Иосиф Завиткевич, студент семинарии, рукоположен к настоящему месту в 1868 году.

У. Владения, принадлежащие церкви и причту.

Кроме собственного церковного дохода, простирающегося в течение года до 160 рублей, других статей, приносящих доход церкви, нет. Причт, кроме штатного жалованья, пользуется церковным помещением и земельным участком, состоящим из 2 десятин и 2,094 сажен усадебной земли, 59 дес,  940 саж. Пахотной, 8 дес., 1,334 саж. луговой, 1,215 саж. Выгонной и 1 дес. 876 саж.неудобной.

План и межевая книга на сию землю имеются и владение ведётся безспорное. Усадьба причта расположена при церкви, а остальная  земля в разных местах и девяти участках. Часть отдалённой земли состоит в аренде за платёж по 30 руб. в год. Из строений имеется: дом для священника, амбар  хлебный и скотный сарай. Для причетника дом и хлебный сарай: все постройки требуют  капитальной ремонтировки, или замены новыми, но предложения об исправлении существующих строений и о возведении недостающих ещё не состоялась.

У1. Церковные и приходские учреждения.

При церкви существует церковно-приходское попечительство, штатное народное училище и несколько отделений сего училища, в которых ежегодно обучается до 200 прихожанских детей. Богодельни в приходе нет.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "НОВОСВЕРЖЕНСКАЯ"

Утеряна. Церковь Успения Богородицы, м. Новый Свержень, Столбцовский р-он, Минская обл. 

Икона «Новосверженская»
Дни празднования: 4 апреля (22 марта по старому стилю)

Novosverzh.jpg

Эта икона, нарисованная на досках, с золотым фоном, имела для белорусской земли огромную духовную, историческую и художественную ценность. Согласно преданию, известному уже в начале 17 века, она явилась около 1500 года в местечке Новый Свержень в рощице, на месте которой сейчас находится церковь Успения Богородицы.  “Из других икон обращает на себя внимание месточтимая икона Божией Матери с Предвечным младенцем величиною в 1 аршин и 5 вершков, писанная по золотому фону на деревянной доске и покрытая серебряною ризою. Явление сей иконы относят к 1500 году. И по преданию, она найдена в лесу на дереве, именно на том месте, где ныне стоит сама церковь. Предание свидетельствует, что в 1638 году, 22 марта, во время совершения в церкви пред сею иконою крещения младенца, на вопрос священника: «Веруешь ли в Иисуса Христа», вместо восприемника, кальвиниста, отвечал младенец «Верую». История явления и чудес сей иконы содержится в книжке, на польском языке, напечатанном в г. Несвиже, в 1754 году, настоятелем бывшего Н.-Сверженского монастыря, Иннокентием Ясткевичем”. (Источник: “Описание церквей и приходов Минской Епархии…/Приложение к «Минским Епархиальным Ведомостям» за 1878 год)

     В 1650 году была напечатана история чудес иконы, составленная сверженским священником Петром Вагнер-Дунговским. Автор основывал свой труд на аутентичных документах и табличках-вотах, пожертвованных к иконе в благодарность за исцеление. В книге были описаны 70 чудес исцелений от различных болезней и последствий несчастных случаев в период с 1635 по 1650 гг.

      В архиве Радзивиллов сохранился составленный 27 июля 1651 года «Реестр списания таблиц и табличек серебряных и золота в церкви Сверженской у Пресвятой Девы чудотворной иконы пребывавших». Благодаря ему мы можем узнать «географию» почитания этой святыни. Согласно «Реестру...» возле иконы находилось воты от представителей нескольких десятков шляхетских фамилий Великого княжества, в том числе табличка, присланная в 1645 г. княгиней Радзивилл (католичкой!) из её имения в Белой. Вообще же, от Радзивиллов на протяжении 1645-51 гг. поступило 10 вотов. Среди католиков, почитавших эту православную икону, стоит отметить род Служек, подскарбиев надворных Великого Княжества Литовского, владельцев Столбцов и основателей там костёла св. Казимира. Кроме этого, у иконы находилось великое множество вотов от окрестных мещан.

Источник:

http://piligrim.by/content/view/256/507/


Каманда “Нашчадкі”

З краязнаўчай капілкі А.Гарановіч 

(Старасвержанская сельская бібліятэка)


Комментариев нет:

Отправить комментарий